Изготовление скульптур и памятников
для Российского климата

100% гарантия фиксированной сметы -
стоимость не изменится в процессе работы

Узнать стоимость

Главная О нас Отзывы Скульптура Памятники Лепной декор Новости Реставрация Портфолио Статьи Контакты

Главная > Статьи > Историческая скульптура второй половины 18 века Петербурга

17 Июня 2024 г.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Вторая половина XVIII века связана с классицизмом. Этот новый стиль ориентировался на наследие античности и эпохи Возрождения. Нагляднее всего качественный переход в синтезе скульптуры и архитектуры от стиля барокко к классицизму проявился в монументально-декоративной пластике Шубина, работавшего в сотворчестве с Антонио Ринальди и Старовым над скульптурным убранством Мраморного дворца.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Образцом полностью классического решения фасадного декора является Троицкий собор Александро-Невской лавры. Использование декоративной скульптуры в стиле классицизма украсило строгий фронтон здания.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Отличные скульптуры статуи братьев Диоскуров перед Конногвардейским манежем. Эти сложные по композиции группы являются копиями античных скульптур и высечены из каррарского мрамора скульптором Паоло Трисконти. Очень красивое единение человека с лошадью.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Самый красивый ансамбль декоративной скульптуры конца восемнадцатого века связан с Михайловским замком, резиденцией Павла Первого. Автор проекта и всего оформления — архитектор Винченцо Бренна органически включил скульптуру в ордерную структуру здания. Она полностью отвечает канонам классицизма и по композиционному решению с его подчёркнутой симметрией и уравновешенностью, и по пластической трактовке, ориентированной на античность. Хотя в статуях дворового фасада я вижу и отзвуки барочной живописности лепки драпировок.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Можно сказать, что окончание постройки и декорировки Михайловского замка подвело итог в искусстве монументальной скульптуры строгого классицизма, открыв период позднего классицизма с его особой стилистической вариацией — ампиром.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Начало нового периода отмечено созданием комплекса декоративной скульптуры здания Адмиралтейства. Этот архитектурный шедевр Захарова вместе с творениями скульпторов Теребенева и Щедрина стал образцом решения сложнейших задач синтеза зодчества и ваяния. Монументально-декоративная пластика Адмиралтейства явилась главным средством образного раскрытия идеи морского торжества России. Массив стены адмиралтейской башни трактован и декорирован подобно триумфальной арке. Это красиво подчёркивается горельефными изображениями крылатых Слав. Они кажутся застывшими в свободном парении на своих широких крыльях. 

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

На цоколе высятся вырубленные из пудостского камня две группы морских нимф, несущих небесную сферу. Скульптор Щедрин создал очень выразительные по пластике образы, подчёркивая непринуждённые движения фигур.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Завершением композиции главного входа в Адмиралтейство служит аттик с скульптурным фризом «Заведение флота в России» работы скульптора Теребенева.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

Одновременно со зданием Адмиралтейства создавался ансамбль биржи на Васильевсом острове, в скульптурном убранстве которого принимали участие Жак Тибо и Иосиф Камберлен. В камне их небольшие эскизы были воплощены Сухановым. Многие исследователи считают группу «Балтийское море» на восточном фасаде Биржи работой Прокофьева, 

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга.

а «Торговлю» на западном — работой Щедрина.

Ростральные колонны покоятся на ступенчатых гранитных основаниях, которые одновременно служат постаментами каменных скульптур, олицетворяющих Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Формы этих скульптур выявлены обобщённо, с широкой моделировкой складок, образующих контрастную светотень. Такая красивая скульптурная монументальная пластика завораживает взгляд!

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга

Одновременно с Тома де Томоном задачу архитектурного оформления набережной Большой Невы вблизи её впадения в залив решал Воронихин, строя здание Горного института. Торжественный портик здания акцентируют две монументальные скульптурные группы. Слева от входа стоит исполненная Пименовым каменная скульптура «Геракл, побеждающий Антея». Контрастным противопоставлением движений, жестов, трактовки пластики тел Пименов предсказывает кульминационный момент схватки и её результат.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга

Автором второй скульптурной группы «Похищение Прозерпины Плутоном» стал Демут-Малиновский. Скульптор так же строит композицию на драматургии противоположных движений, выражающих психологическое состояние персонажей. Скульптурные группы установлены на высоких постаментах и рассчитаны на круговой осмотр.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга

Позже Воронихин создал Казанский собор. Ансамбль монументально-декоративной скульптуры связан с объёмным решением храма и более всего с композицией колоннады. На аттиках проездов расположены рельефные фризы «Источение воды Моисеем из камня» скульптора Мартоса и «Воздвижение медного змия» скульптора Прокофьева. В них использован классицистический принцип ритмического движения и выделения средней части композиции, где помещается фигура главного персонажа. В нишах портиков собора находятся четыре бронзовые статуи: князя Владимира, князя Александра Невского, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Постановка этих фигур из бронзы созвучна устремлённости стволов колоннады, чем усиливается единство архитектурных и пластических форм.

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга

Историческая скульптура второй половины восемнадцатого века Петербурга

В 1837 году в ансамбль Казанского собора вошли памятники героям Отечественной войны Кутузову и Барклаю-де-Толли. Скульптор нашёл красивые композиционные решения в пластике фигур. Он достоверно передал не только исторические мундиры и оружие, но и тонко проработал черты лица полководцев. Постаменты, вырубленные из гранита по проекту Стасова, придали памятникам необходимую масштабность и усилили связь с архитектоникой Казанского собора.

В честь подвигов русской гвардии в Отечественной войне 1812 года были воздвигнуты Нарвские триумфальные ворота. Использовалась техника выколотки из листовой меди — оригинальный способ исполнения скульптурных элементов и целых статуй, позволяющий трактовать форму широко, обобщённо, и в то же время достигать почти ювелирной точности в передачи деталей. Значительно меньший по сравнению с бронзовым литьём вес скульптуры позволял располагать её над пролётами арок. Аттик увенчан гигантской колесницей, запряжённой шестью вздыбленными конями. Их стремительный бег остановлен мановением руки богини Славы. Упряжка коней, чёткая по силуэту и композиции, была вылеплена Клодтом. Ваятели и чеканщики с ювелирной тщательностью проработали каждую деталь, не утратив, однако, пластической обобщённости скульптур.

Комментариев нет. Вы можете быть первым, кто оставил комментарий.

Оставить комментарий
Имя*:
E-mail*:
код подтвержденияобновитьдругая
Введите код с картинки (английскими буквами и цифрами)*:

Текст комментария*
(теги и ссылки запрещены, комментарии модерируются):

=> <= список

+7 (921) 655-30-89

[email protected]

Санкт-Петербург, ул. Проф.Попова, д.24

Владислав Маначинский

Разработка сайта
дизайн-студия Website-it