Главная > Статьи > Историческая скульптура Петербурга начала XIX века
19 Июня 2024 г.Историческая скульптура Петербурга начала XIX века.
30 августа 1834 года на Дворцовой площади был торжественно открыт ещё один монумент в честь Отечественной войны 1812 года — гранитная Александровская колонна. Архитектор Огюст Монферан красиво вписал её в существующий архитектурный ансамбль. Колонна завершается бронзовой статуей ангела с крестом работы Орловского. В пластическом движении скульптуры ваятель исходил из движения масс и выразительности силуэта. Массивный гранитный пьедестал колонны украшен бронзовыми рельефами скульпторов Леппе и Свинцова. Эти сложные и тонкие по пластическому мастерству композиции посвящены Отечественной войне 1812 года.
Отличная скульптура на Московских триумфальных воротах. Лепку моделей декоративного убранства выполнил Орловский. Красиво варьируя движения рук, повороты голов, разрабатывая пластику складок одежды, он создал оригинальный скульптурный фриз. Строгие и изящные линии силуэтов бронзовых фигур и красивая живописность складок подчеркнули монументальность арки.
Великий архитектор Росси в 1827 году создал Триумфальную арку Главного штаба. Архитектор сам утвердил на выполнение скульптурного убранства монумента скульпторов Пименова и Демут-Малиновского. Их произведение для арки Главного штаба — пример единомыслия зодчего и ваятелей, создавших прекрасное классическое произведение монументально-декоративной пластики. Санкт-Петербург уже немыслим без торжественной колесницы со Славой над Главным штабом.
Скульптура так же органично дополняет архитектурный образ созданного Росси Михайловкого дворца. Скульптор Демут-Малиновский создал на его фасаде красивые рельефы, изображающие шествия древних римлян. Композиция в треугольном фронтоне — Богини Побед, прославляет воинскую доблесть.
Ансамбль Александринского театра — один из самых красивых в Петербурге. Архитектор Росси реконструировал весь прилегающий к нему квартал, организовав его в единое целое. Два павильона Аничкого дворца украшены скульптурами воинов в античных доспехах. Фигуры органично связаны с архитектоникой здания.
Здание Публичной библиотеки ограничивает площадь с западной стороны. Его скульптурное убранство выполняли Гальберг, Леппе, Пименов и Демут-Малиновский. По фасаду второго этажа между колоннами ионического ордера поставлены статуи философов древности: Гомера, Платона, Гипократа, Евклида и Демосфена. Для фронтона здания скульптор Демут-Малиновский вылепил барельефы летящих Слав и статую Минервы. Её величественная фигура венчает центральную часть фасада.
Строгий облик фасадов Публичной библиотеки и павильонов Аничкого дворца подчёркивает богатство скульптурного убранства Александринского театра. Каждая часть скульптурного декора несёт аллегорическое содержание. Ансамбль включает замковые камни в виде львиных масок, лоджию с колоннадой, по сторонам которой помещены статуи муз, две фигуры парящих Слав с лавровыми венками и центральную группу — квадригу Аполлона.
Большую роль в декоре арки Сената и Синода играет круглая скульптура. Слева от пролёта арки в нишах между колоннами помещены статуи Веры и Благочестия. Справа от пролёта арки ниши декорированы скульптурами, олицетворяющими Закон и Правосудие. Арка завершается скульптурной группой из двух сидящих женских фигур. Чётко прорисованные силуэты ясно читаются на фоне неба и хорошо просматриваются с разных точек. Эти небольшие статуи прекрасно отвечают масштабам монументальной арки. Скульптура Сената и Синода мастерски исполнена и точно вписана в фасад здания.
Архитектурное решение здания Таможни выдержано в стиле классицизм — чистота линий, ясность пропорций, чёткость отношений объёмов. Над его фронтоном установлены бронзовые фигуры Меркурия, Цецеры и Нептуна. Обращённые к Неве, они прекрасно читаются в пространственной композиции набережной.
В классицистической монументальной пластике, как правило, главным элементом является фронтон. Горельеф «Аполлон на Парнасе», исполненный Мартосом, яркий пример такого скульптурного убранства здания. Можно сказать, что он создан как формула классицистического рельефа.
В это время появляются скульптурные изображения львов. Например, один из привлекательнейших пластических и силуэтных решений в перспективе невских набережных дали, выколоченные из меди по модели Прокофьева, львы, установленные на Дворцовой пристани.
В 1826 году через канал Грибоедова были перекинуты два висячих мостика. Модели статуй для них выполнил скульптор Соколов. Фигуры крылатых грифонов скрывают внутри чугунные консоли, к которым прикреплены цепи, поддерживающие мост. Изящество висящих конструкций усиливают выразительность силуэтов этих мифологических животных. Очень выразительны статуи грозных львов на Львином мостике. Их мощные тела гармонично противопоставлены изящной и лёгкой конструкции моста с ажурной решёткой. Очень красивое решение!
Комментариев нет. Вы можете быть первым, кто оставил комментарий.
Разработка сайта
дизайн-студия Website-it