Изготовление скульптур и памятников
для Российского климата

100% гарантия фиксированной сметы -
стоимость не изменится в процессе работы

Узнать стоимость

Главная О нас Отзывы Скульптура Памятники Лепной декор Новости Реставрация Портфолио Статьи Контакты

Главная > Статьи > Историческая скульптура Петербурга середины XIX века.

21 Июня 2024 г.

Историческая скульптура Петербурга середины XIX века.

Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века.

В середине девятнадцатого столетия в Санкт-Петербурге был создан знаменитый ансамбль из четырёх конных групп «Укрощение коня» на Аничковом мосту. Человек и конь трактованы скульптором как единое целое. Это схватка двух начал: неукротимой силы необъезженного коня и воли человека. В первой группе мы видим равновесие настороженного коня и уверенного в себе возничего. Во второй — вздыбившийся конь и, едва держащий узду, почти упавший, мужчина. В третьей группе присмиревший, но ещё горячий конь, которого сумел осилить человек. Кульминация всего скульптурного ансамбля — это гармоничное единение человека и сильного коня, признавшего волю победителя. Единый ритм пронизывает пластику всей композиции. Динамика бронзовых скульптур как бы усиливается потоком Невского проспекта.

Образное обобщение в ансамбле «Укрощение коня» уступило место бытовой трактовке образа в памятнике Крылову, установленного в Летнем саду. Красивые бронзовые барельефы пьедестала представляют собой сцены из крыловских басен. Скульптор Клодт великолепно знал повадки и анатомию животных и птиц. Выполненные с виртуозным мастерством, они как бы образуют декоративный узор.

.

Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века.Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века. Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века. Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века. Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века. Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века.

В 1859 году Клодт создал портретную конную статую Николая Первого. Архитектурную идею разработал Монферан. Отсюда пышность архитектурных, форм сложность и витиеватость композиции, богатство использованных материалов. В плане памятник представляет собой овал. Постамент обильно декорирован бронзовой скульптурой: фигурами, барельефами и орнаментами. Клодт изобразил императора в парадном мундире и каске, увенчанной орлом, и на вздыбленном коне. Фигура всадника отличается динамикой, чёткостью силуэта, ясными формами и виртуозной проработкой деталей. Клодт нашел оригинальное техническое решение монумента, позволившее добиться равновесия между лёгкой фигурой всадника и вставшего на дыбы коня. Такая постановка — на две точки опоры — была применена в Европе впервые. Можно сказать, что памятник Николаю Первому является пластическим камертоном грандиозного скульптурного убранства Исаакиевского собора.

Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века. Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века. Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века. Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века. Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века. Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века.

Этот собор украшают 350 рельефов и статуй, отлитых из бронзы или выполненных из меди методом гальванопластики, по моделям скульпторов Витали, Пименова, Логановского, Клодта, Лемера и Германа.

Проект Монферана предусматривал синтез скульптуры и архитектуры в духе русского классицизма. Фасадная скульптура органично связана с архитектоникой собора. Четыре портика заполнены бронзовыми рельефами на евангельские и исторические сюжеты. По углам фронтонов стоят фигуры ангелов, а в центре — бронзовые статуи сидящих евангелистов. Барабан главного купола окружают колонны, пластически продолженные красивыми скульптурами ангелов.

За 14 лет работы над скульптурным убранством собора Витали создал модели многофигурных горельефных композиций для фронтонов южного и западного портиков, статуи евангелистов, апостолов и ангелов. Высокая пластическая культура, своеобразие приёмов позволили скульптору избежать академической статичности и однообразия в трактовках статуй и рельефов.

Фронтон восточного портика собора декорирован горельефом «Святой Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Он выполнен по модели французского скульптора Лемера. Гармоничное сочетание работ Витали и Лемера в скульптурном убранстве Исаакиевского собора показывает, что русская скульптурная школа ничем не уступает европейской.

Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века

Новый Эрмитаж — первое в России специальное музейное здание, возведённое в 1839-1852 годах архитектором Кленце в неогреческом стиле. В строгую ритмику двухэтажных корпусов включены терракотовые панно с фигурами Слав и Гениев. В нишах первого этажа и на кронштейнах плоскостей стен размещены портретные статуи художников эпохи Возрождения. Скульпторы Демут-Малиновский и Логановский отлии эти скульптуры из специального цинкового сплава.

Важнейшим элементом скульптурного убранства Нового Эрмитажа является портик с фигурами атлантов, вырубленных из сердобольского гранита Теребеневым по модели Гальбинга. Теребенев внёс в их трактовку технологические изменения, продиктованные необходимостью перевода в столь сложный и твёрдый материал. В начале 1850 года скульптуры заняли свои места в пролётах портика. Петербургские атланты с их серебристо-серыми телами по своим качества встали в один ряд с шедеврами мировой монументальной скульптуры.

 

Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века

.

Один из самых замечательных памятников того времени, посвящённый Екатерине Второй и её соратникам, установлен в сквере перед Александринским театром.

Скульптор Микешин задумал его двухъярусным, напоминающим по форме колокол. Нижняя часть памятника занята бронзовыми портретными статуями выдающихся военных, общественных и государственных деятелей России второй половины восемнадцатого века: Потёмкина, Суворова, Безбородко, Бецкого, Орлова-Чесменского, Румянцева-Задунайского, Чичагова, Дашковой и Державина. Стремясь добиться большей индивидуальности, Опекушин придал каждой фигуре характерную позу и жест. Так Потёмкин изображен в уверенной позе фаворита императрицы, Суворов находится в энергичном движении, а Державин вдохновенно читает свою патриотическую оду.

Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века

Бронзовая фигура Екатерины Второй, изваянная скульптором Чижовым, красиво завершает композицию монумента. Правда, есть некоторое противоречие между правдивыми изображениями исторических деятелей и явно идеализированной статуей императрицы.

В 1870 году на набережной Невы напротив здания Морского корпуса был открыт памятник адмиралу Крузенштерну. Скульптор Шредер трактовал образ адмирала, не прибегая к внешним эффектам, но добиваясь выразительности и ясности силуэта. Фигура отлита из бронзы и установлена на гранитный пьедестал.

Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века

Скульптор Шредер создал очень красивый бронзовый памятник Пржевальскому в саду перед Адмиралтейством. Мотив необработанной скалы-пьедестала принадлежит Бильдерлингу. Экзотический анималистический мотив оживляет памятник. Очень хорош верблюд, лежащий у подножья скалы.

Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века Историческая скульптура Петербурга середины девятнадцатого века

В Адмиралтейском саду в конце девятнадцатого века так же были установлены бронзовые бюсты Жуковскому, Лермонтову и Гоголю. На мой взгляд, они имеют более мемориальное, чем художественное значение.

Комментариев нет. Вы можете быть первым, кто оставил комментарий.

Оставить комментарий
Имя*:
E-mail*:
код подтвержденияобновитьдругая
Введите код с картинки (английскими буквами и цифрами)*:

Текст комментария*
(теги и ссылки запрещены, комментарии модерируются):

=> <= список

+7 (921) 655-30-89

[email protected]

Санкт-Петербург, ул. Проф.Попова, д.24

Владислав Маначинский

Разработка сайта
дизайн-студия Website-it